|
Практический опыт работы с родителями
|
Воспитатель: Газизулаева Анэль Тагировна
Тема: «Эффективные формы работы с родителями»
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.
И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Для этого в своей работе мы стараемся использовать нетрадиционные формы общения с родителями.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.
К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся:
информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные формы.
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование. Цель анкетирования: изучение семьи, выявление образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника и выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.
Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма способствует, сплачиванию родителей - единомышленников.
В нашем детском саду проводятся такие досуговые формы работы: праздники «Встреча Нового года», «Масленица», «Осенние праздники», «9 мая», «23 февраля», «Праздник мам», «А ну-ка, бабушки», спортивные соревнования «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», развлечения: «День именинника», «Стихопад», интеллектуальная викторина «О правилах дорожного движения всерьез».
Папы и мамы вместе с детьми выполняли творческие задания: «Моя копилка здоровья», «Родословная моей семьи», «Моя творческая семья», «Семейное хобби», «Новогодняя мастерская», «Домашняя игротека», «Сказки посудной лавки».
Как известно, единая цель и общие переживания сближают взрослых и детей.
Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.
Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания.
Однако об эффективности проведения родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в занятиях, использует методы активизации родителей.
Нетрадиционные формы собраний.
· Семинары
· Тренинги
· Конкурсы
· Праздники
· Посиделки
· Творческая гостиная
Таким образом, учитывая проблему общения семьи с ДОУ и, опираясь на нетрадиционную форму взаимодействия, этих двух институтов мы решили сформировать детско-родительский клуб «Заботливые родители».
Работа клуба началась с того, что в начале учебного года был проведен опрос родителей (анкетирование) на предмет социального заказа; что они хотят узнать, в чем поучаствовать, какие мероприятия провести. На основе ответов и пожеланий был составлен перспективный план работы клуба на учебный год.
Заседания семейного клуба проводились в помещении детского сада 1 раз в месяц. Участниками работы клуба являлись все желающие родители или члены семьи, а также педагоги ДОУ.
Темы заседаний клуба:
1. Тренинг «Давайте познакомимся»
2. Детско-родительский досуг «Стихопад».
3. Семинар-практикум «Здоровые ножки».
4. Творческая гостиная «У порога школы».
5. Семинар «Подготовка руки старших дошкольников к письму».
6. Конференция «Растим будущих мам и пап».
7. Посиделки «Семейные традиции».
8. Детско-родительский досуг «Моя творческая семья».
9. Детско-родительский досуг «Занимательное путешествие».
Педагоги-организаторы стремились к тому, чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна всем участникам, старались отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых.
Стремление педагогов к сотрудничеству с семьей принесло свои плоды: доверие родителей к детскому саду, желание принимать непосредственное участие во всех видах деятельности учреждения.
Опыт нашей работы показал, что взаимодействие родителей и ДОУ, уважение к личности ребенка, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самоорганизации, развивает самостоятельность, творческую активность, коммуникативную компетентность детей. Практика работы доказала эффективность родительских встреч в воспитании дошкольников.
|