Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Структурное подразделение детский сад «Радуга» с. Нижнее Санчелеево государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза И.Д. Бузыцкова с. Нижнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области



Главная
Визитная карточка
Наш сад
Документы
Наша жизнь
   Педагогический коллектив
   Направления деятельности
   Методическая копилка
   Фотогалерея
Полезные ссылки
Наши партнеры
Обратная связь


Подписка на новости


Подписаться
Отменить подписку


   
Практический опыт работы с родителями


Воспитатель: Газизулаева Анэль Тагировна

 

Тема: «Эффективные формы работы с родителями»

         Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.

         Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.

         И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.

         Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка  в семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

        Для этого в своей работе мы стараемся использовать нетрадиционные формы общения с родителями.

        Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.

        К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся:

информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные формы.

        Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование. Цель анкетирования: изучение семьи, выявление образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника и выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.

        Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

       Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма способствует, сплачиванию родителей - единомышленников.

       В нашем детском саду проводятся такие досуговые формы работы: праздники «Встреча Нового года», «Масленица», «Осенние праздники», «9 мая», «23 февраля», «Праздник мам», «А ну-ка, бабушки», спортивные соревнования «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», развлечения: «День именинника», «Стихопад», интеллектуальная викторина «О правилах дорожного движения всерьез».

Папы и мамы вместе с детьми выполняли  творческие задания: «Моя копилка здоровья», «Родословная моей семьи», «Моя творческая семья», «Семейное хобби», «Новогодняя мастерская», «Домашняя игротека», «Сказки посудной лавки».

Как известно, единая цель и общие переживания сближают взрослых и детей.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.

Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Это значит, на родительских  собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания.

Однако об эффективности проведения родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в занятиях, использует методы активизации родителей.

Нетрадиционные формы собраний.

·         Семинары

·         Тренинги

·         Конкурсы

·         Праздники

·         Посиделки

·         Творческая гостиная

Таким образом, учитывая проблему общения семьи с ДОУ и, опираясь на нетрадиционную форму взаимодействия,  этих двух институтов мы решили сформировать детско-родительский клуб «Заботливые родители».

Работа клуба началась с того, что в начале учебного года был проведен  опрос родителей (анкетирование) на предмет социального заказа; что они хотят узнать, в чем поучаствовать, какие мероприятия провести. На основе ответов и пожеланий был составлен перспективный план работы клуба на учебный год.

Заседания семейного клуба проводились в помещении детского сада 1 раз в месяц. Участниками работы клуба являлись все желающие родители или члены семьи, а также педагоги ДОУ.

Темы заседаний клуба:

1.     Тренинг «Давайте познакомимся»

2.     Детско-родительский досуг «Стихопад».

3.     Семинар-практикум «Здоровые ножки».

4.     Творческая гостиная «У порога школы». 

5.     Семинар «Подготовка руки старших дошкольников к письму».

6.     Конференция «Растим будущих мам и пап».

7.     Посиделки «Семейные традиции».

8.     Детско-родительский досуг «Моя творческая семья».

9.     Детско-родительский досуг «Занимательное путешествие».

Педагоги-организаторы стремились к тому, чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна всем участникам, старались отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых.

Стремление педагогов к сотрудничеству с семьей принесло свои плоды: доверие родителей к детскому саду, желание принимать непосредственное участие во всех видах деятельности учреждения.

Опыт нашей работы показал, что взаимодействие родителей и ДОУ, уважение к личности ребенка, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самоорганизации, развивает самостоятельность, творческую активность, коммуникативную компетентность детей. Практика работы доказала эффективность родительских встреч в воспитании дошкольников.

 

      



 
© 2009 Структурное подразделение детский сад «Радуга» с. Нижнее Санчелеево государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза И.Д. Бузыцкова с. Нижнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области