Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Структурное подразделение детский сад «Радуга» с. Нижнее Санчелеево государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза И.Д. Бузыцкова с. Нижнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области



Главная
Визитная карточка
Наш сад
Документы
Наша жизнь
   Педагогический коллектив
   Направления деятельности
   Методическая копилка
   Фотогалерея
Полезные ссылки
Наши партнеры
Обратная связь


Подписка на новости


Подписаться
Отменить подписку


   
Консультация для психологов, педагогов и родителей


Педагог-психолог: Жирнова О.С.
Работа с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста
Распад семьи и напряженность отношений между родителями, как правило, сильно травмируют ребенка. Злость, уныние и растерянность — основные эмоции, которые обычно испытывают дети в этот период.

Злость
Дети могут злиться на обоих родителей за то, что они не сохранили семью, могут злиться на себя, считая, что их «плохое поведение» привело к разрыву между папой и мамой или обвиняя себя в том, что не смогли удержать родителей. Эту злость ребенку выразить бывает трудно. Он может опасаться проявить ее по отношению к ушедшему родителю, так как считает, что может окончательно лишиться возможности видеться с ним. Он также боится выражать негативные чувства по отношению к родителю, с которым он остался, поскольку думает, что может быть отвергнут и им тоже. Он может опасаться интенсивности гнева, своей неуправляемой агрессии, и потому полностью запрещает себе выражать злость, не позволяя ей проявить даже слегка.
В результате иногда детская злость может выплескиваться вне семьи — на школьных друзей, учителей, других взрослых. Может она проявляться в деструктивном, вызывающем поведении. Это — так называемый феномен «пинка кошке (собаке)»: человека отругал на работе начальник, он пришел домой и накричал на сына, тот шел в школу и пнул собаку, собака укусила начальника, начальник отругал работника — круг повторяется до тех пор, пока не выпадет хотя бы одно из звеньев.

Печаль
Печаль, подавленное состояние — практически постоянный спутник развода. Это состояние естественно в такой ситуации,  ведь детям — так же, как и взрослым — приходится проходить мучительный этап раскола семьи.
Печаль часто сопровождается ощущением своей неадекватности и низкой самооценкой. Ребенок может думать, что он — никчемное, скверное существо и не способен сделать ничего путного.
Порой детская печаль или подавленность может принять форму пассивной самоизоляции. Ребенок может хандрить, утратить всякий интерес к школе, друзьям или к тому, что прежде доставляло ему радость, удовольствие. Иногда эти настроения принимают форму неистовой сверхактивности, как будто он пытается убежать от грустных мыслей.

Растерянность
В бракоразводной круговерти и неразберихе ребенок обычно чувствует себя заброшенным и забытым. Часто взрослым бывает трудно совладать со своими собственными захлестывающими их чувствами, и у них не остается эмоциональной энергии на то, чтобы увидеть и понять проблемы ребенка, помочь ему справиться с ними. Детей это пугает, они чувствуют себя одинокими, растерянными и могут прилагать отчаянные усилия для того, чтобы получить от взрослых больше внимания.
Ребенок может стать плаксивым, расстраиваться по поводу вещей, которые прежде его абсолютно не задевали. Он может испытывать страхи и фобии, причем как новые, так и те, которые он уже преодолел в более раннем возрасте. Он может потребовать дополнительного внимания к себе и воспринимать почти как нетерпимые ежедневные вынужденные разлуки с близкими, связанные, например, с посещением школы. У ребенка могут появиться различные соматические симптомы, такие, как боли в животе или головные боли.
Далеко не всегда ребенок склонен говорить с кем-либо о своих переживаниях. Поэтому после проведения диагностики и определения состояния ребенка, понимания его места в сложившейся семейной структуре, мы предлагаем использовать в дальнейшей терапевтической работе сказки. Сказка помогает обсудить переживания, связанные с ситуацией развода. При этом лучше сосредоточиться на внутреннем отношении к происходящему, чем на призыве к каким-то житейским поступкам. Если в других случаях может быть полезно после прочтения сказки поговорить о реальных переживаниях, то здесь нужны максимальная осторожность и деликатность, чтобы не «ткнуть пальцем» в наболевшее. Достаточно того, что произошло опосредованное отреагирование и обсуждение эмоций, а о его собственных проблемах мы поговорим с ним тогда, когда это нужно будет ему самому.
Феномен сказки в том, что даже без обсуждения она делает свое «сказочное» дело. Она запускает механизм самоисцеления — и у детей, и у взрослых. Не всегда он срабатывает сразу же, но вся вложенная в сказку информация несет позитив и работает на гармонизацию личности.

Как добраться до папы
В. Кротов
Шел дождик. Червячку Игнатию это нравилось. Он ведь был дождевой червячок. А стрекозка Зоя в дождь всегда грустила, что не полетаешь. Правда, в. компании с червяч¬ком Игнатием было так интересно, что можно было не обра¬щать внимания на дождик. Хотя оно все равно обращалось, но не так уж сильно.
От дождя их прикрывал большой знакомый Лопух.
Друзья разговаривали о детях и взрослых, перебирая, чем одни отличаются от других. И вдруг увидели, как к подъезду дома мчатся папа с сыном. Зонта у них не было (за¬ботливого Лопуха тоже), и они торопились к родной двери, как могли. Сын, вцепившись двумя своими руками в одну папину, перелетал с ее помощью через лужи. Но с одной из них не рассчитал — и плюхнулся в нее.
–    Эх ты, зюзя! — сердито крикнул отец.
–    Не зюзя, не зюзя!.. — заплакал от обиды мальчик.
Наконец они исчезли за дверью, а червячок Игнатий печально заметил:
– Зря он сына обидел. Несправедливо взрослому обзывать малыша.
– А мне иногда хочется даже, чтобы папа хотя бы обругал меня как-нибудь, — каким-то странным тоном сказала стрекозка, и червячку показалось, что, несмотря на защиту Лопуха, дождик все-таки забрызгал ей глаза.
– Что у тебя с отцом, стрекозка Зоя? — тихо спросил он.
– Ничего... — жалобно ответила она. — Совсем ничего. Когда-то, давным-давно, он сильно обидел маму. Или она на него обиделась. С тех пор она не хочет, чтобы я с ним общалась. Вот и все. Я и сама уже не хочу. Обижена, что он не смог что-нибудь придумать, чтобы по-другому было. Вон он сидит, на меня смотрит. А я не хочу...
– Ты серьезно? — встрепенулся червячок Игнатий. — Где он сидит?
– Вон там...
В самом деле, по другую сторону дорожки, возле кото¬рой рос Лопух, стояла скамейка. Под ней, прямо на земле, подрагивал крыльями от сквозного ветерка Зоин папа. По¬чему-то он показался червячку немного знакомым.
Игнатий повспоминал, подумал и повернулся к Зое:
–    А что если ты прямо сейчас к нему переберешься и поговоришь с ним?
– Нет, нет, — замотала головой стрекозка. — Во-первых, в дождь перелететь невозможно, на полпути крылья намокнут. А когда дождь кончится, папа первый улетит. Он у меня гордый. Он и сейчас делает вид, будто дождик случайно его там застал. А сам все время на меня посматривает.
– Значит, любит тебя, это ясно, — откликнулся Игнатий. – А что, во-вторых?
– Во-вторых, мама на него обижена. Она и на меня обидится, если я с ним разговорюсь. В-третьих, мне обидно, что все у нас так нескладно...
– Послушай, стрекозка Зоя. Насчет того, как добраться до него под дождем, у меня есть хорошая мысль. А вот насчет всяких обид... Я по своим крылышкам знаю, как трудно лететь, когда на них попадет капелька грязи. Пока она не высохнет, пока не стряхнешь ее, очень мучаешься. Обиды, по-моему, — как капельки грязи на крылышках. Постараешься, стряхнешь — и будешь летать свободно. Разве не так?
– Наверное, так, — задумчиво согласилась Зоя. — Раньше я не понимала, что такое обида. А теперь... Ты здорово объяснил. Я это и маме расскажу.
– Еще могу тебе сказать, что я отношусь к твоему папе с большим уважением, — продолжал червячок Игнатий. — Не только потому, что он о тебе не забывает и прилетает хотя бы глянуть на тебя. Мы с ним однажды встречались и...
– Как, ты с ним знаком? — стрекозка Зоя была поражена и стала слушать с удвоенным вниманием.
– Да... И знакомство было не очень приятное. За что-то он на меня обиделся и решил отплатить мне. У него это не получилось. Зато получилось совсем другое. Он нашел в себе силы извиниться передо мной! Знаешь, как это трудно, особенно если привык всегда считать себя правым? А он сумел. Когда доберешься до него, передай от меня сердечный привет, пожалуйста.
– А какая мысль у тебя была? Как добраться? — Стрекозке явно не терпелось пустить эту мысль в дело.
– Подожди немного, — попросил червячок. И зарылся в землю.
Прошло несколько минут, прежде чем он вернулся об¬ратно. И отрапортовал:
–     Все готово. Эта норка ведет прямо туда, под скамейку, — видно было, что он доволен своей работой. — Я сделал ее пошире, чтобы ты могла пролезть. Только в самом конце остался последний комочек земли. Боднешь его — и вылезешь рядом с папой. Только одну вещь не забудь сделать...
– Знаю, знаю, какую! Спасибище огромное, червячок Игнатий! — воскликнула стрекозка Зоя и тут же исчезла в норке.
Игнатий внимательно проследил, как она вылезла по ту сторону дорожки. Прежде чем двинуться к папе, Зоя тща¬тельно стряхнула с крылышек все крошечки земли и грязи. И помахала лапкой червячку: видишь, я не забыла!..
«Надо как-нибудь ее папу пригласить к нам на чаепитие, — подумал червячок Игнатий. — Да и маму тоже. Только, наверное, в разные дни».

Комментарии для специалистов
Хотя с самой фабулой сказки надо быть осторожным, не проводя прямых аналогий с жизнью конкретных детей, но использованная червячком Игнатием метафора (стряхивание с крылышек капелек грязи) заслуживает отдельного внимания. Этот образ достаточно универсален и применим к самым разным видам обиды. Поэтому имеет смысл при работе со сказкой (ее обсуждении, разыгрывании и т.п.) сделать акцент именно на нем. Да и в каждой сказке, кроме главной мысли, обычно встречаются небольшие, но полезные образы, которые вполне заслуживают внимания. Наше дело — акцентировать их настолько, чтобы та или иная метафора вошла в наш с детьми общий багаж.
После прочтения сказки можно обсудить ее, задавая следующие вопросы:
1. Часто ли взрослые обижают детей? С тобой такое случалось?
2. Напрасно ли папа обозвал своего сына зюзей? Или это было справедливо?
3. Обиды между взрослыми и детьми отличаются от обид детей друг на друга? Обижаются ли друг на друга сами взрослые?
4. Как червячок Игнатий заметил, что у стрекозки Зои сложные отношения с отцом?
5. Как он понял, что папа любит стрекозку?
6. Сколько разных обид можно насчитать в этой сказке?
7. Как червячок Игнатий познакомился с папой стрекозки Зои (раньше, чем с ней самой)? Было ли это знакомство приятным?
8. Почему червячок Игнатий так хорошо отозвался стрекозке Зое о ее отце?
9. Что имел в виду червячок Игнатий, когда говорил о том, что надо отряхивать крылышки? Только капельки грязи или еще что-нибудь?
10. Почему червячок Игнатий подумал, что маму и папу стрекозки Зои нужно позвать на чаепитие в разные дни?

Фея Равнодушие и Страна Надежды
Н. Кузнецова
В стародавние времена, далеко-далеко в той стране, где всегда лето, произошла эта история.
Жил-был в этой стране мальчик, и было ему ... лет (здесь следует назвать возраст ребенка, с которым вы работаете). Он очень был похож на тебя, любил кататься на велосипеде, есть мороженое, играть в футбол с друзьями, кататься на аттракционах со своими родителями по выходным.
Вообще в семье ему жилось замечательно. Мама его ласкала и воспитывала, и от этого было чрезвычайно приятно, что именно она — мама — хочет, чтоб из ребенка вырос такой же человечище, как папа, которого она, между прочим, всегда мальчику в пример ставила. Папа тоже занимался мальчиком: гулял с ним (именно он научил его кататься на велосипеде), а главное — у папы был еще один друг — автомобиль, и отец с сыном проводили с автомобилем много времени (что-то там все время барахлило). Отец возился под капотом, а сын, в помощь отцу, в салоне нажимал на педали, чтобы папа мог оценить работу двигателя.
И так было долгое время. Но злая волшебница Равнодушие заколдовала родителей. Мама и папа стали часто ссориться. Все чаще по вечерам бабушка, а не мама, сидела у кроватки и читала нашему мальчику сказки. А мама и папа на кухне о чем-то спорили и громко кричали. В эти моменты мальчику хотелось одновременно и спрятаться, сжавшись в комок, чтобы этого не слышать, и забежать на кухню, чтобы прервать разговор родителей, прекратить их ссору, помирить их. Или, наконец, заклеить им рты пластырем и, связав, уложить спать.
Наутро все просыпались расстроенными и не выспавшимися: мама — с заплаканными глазами, папа — с сердитыми.
Как нашему мальчику было грустно и тоскливо, буквально до слез!
И тут Равнодушие придумала новую неприятность — развод. Мама и папа решили, что вместе они жить не могут и надо попробовать жить отдельно друг от друга. Мальчик наш остался жить с мамой, так как именно она могла ухаживать за подрастающим сыном лучше всех и именно она умела выслушать сына, понять его и пожалеть. А папа уехал...
Тогда нашему мальчику стало очень тоскливо. Грустные мысли одолевали его. Ему казалось, что папа уехал, так как не любит именно его, да и тогда, по вечерам, родители ссорились именно из-за него. И что развод — это наказание ему за плохое поведение. Казалось, что этому не будет конца.
И вот однажды во сне ему явился волшебник из Страны Надежды. Он был высок и красив, голосом походил на папу. Он взял мальчика на колени, как делал это папа, когда они вдвоем смотрели по телевизору футбол. Это было так прекрасно и удобно! Волшебник объяснил ему и про фею Равнодушие, и про то, что родители по-прежнему его любят.
И мальчику стало так тепло и хорошо, что утром он проснулся радостный. И не успел он зайти на кухню, чтобы позавтракать, как услышал телефонный звонок. Это был папа.
Затаив дыхание, сын слушал, как отец приглашал его пойти погулять, покататься на велосипеде, а затем заехать в гараж, «поковыряться» в машине...
О, что за денек выдался тогда! Солнце припекало и поблескивало в спицах велосипеда. Глаза папы и сына сияли счастьем. Они держались за руки. И все бабушки во дворе говорили, что сын похож на отца. Когда же они возвращались домой, папа купил три мороженых и со словами «Одно для мамы, передай ей» протянул два мороженых сыну.
И в тот день мальчик понял, что в жизни его произошли некоторые перемены: у него теперь есть два дома — мамин и папин, и родители его по-прежнему любят и ценят, и каждый из них хочет быть рядом с ним всю жизнь. И ничего и никто — даже фея Равнодушие со страшным разводом — не помешает этому счастью, потому что Страна Надежды всегда будет с ним.

Возможные вопросы
1. Что такое равнодушие? Как злая волшебница смогла разрушить отношения между родителями мальчика?
2. Какой секрет открыл мальчику волшебник из Страны Надежды?
3. Как эти знания изменили жизнь мальчика?
4. Какие перемены произошли в жизни мальчика после развода родителей?


Невидимые нити
Амбросьева Н.Н.
В одной сказочной стране жила-была самая обыкновенная женщина. Так уж сложилось, что она одна воспитывала свою маленькую дочь. Да, к сожалению, мужчины и женщины женятся и разводятся не только в реальной жизни, но и в сказках такое тоже случается. Женщина не могла понять своего мужа, который оставил семью, бросил свою крошечную дочь, не могла простить. Любила ли она его до сих пор? Трудно сказать. Обида жгла ей сердце, терзало душу разочарование. Женщина твердо решила, что никогда не будет лгать своей дочери, а будет говорить только правду, какой бы горькой она ни была. Поэтому на вопросы дочки: «Где мой папа?», — отвечала уверенно, что он их бросил.
 – А папа любит меня? — спрашивала девочка.
 – Конечно, нет. Если бы любил, жил бы с нами, — отвечала уверенная в своей правоте женщина.
Она всячески препятствовала встречам отца с дочкой. Резко говорила своему бывшему мужу: «Предатели нам не нужны!» Непросто жилось женщине, но жаловаться она не привыкла. Все бы ничего, да очень уж она волновалась за здоровье дочери. И не напрасно. Девочка родилась семь лет тому назад здоровенькой и крепкой, как положено в срок. Но последние года два почему-то постоянно болела. К ней цеплялись буквально все болячки на свете. Чем только она не переболела за последние два года: и ветрянкой, и краснухой, и коклюшем, и корью, и скарлатиной, и желтухой, всего и не перечислишь. Буквально по пальцам можно сосчитать дни, когда девочка была здорова. Вот и сейчас она снова больна. Уже целую неделю не встает с кровати. Врачи не знают, что с ней. А она тает на глазах, не ест, не пьет, ничего не просит. Женщина находилась в полном отчаянии, не знала, что делать, что предпринять, чтобы спасти дочку. Все мысли женщины были заняты болезнью дочери, она даже забыла, что приближается Рождество.
А дедушка Мороз никогда не забывал доставить точно в срок подарки жителям этой сказочной страны. И подарки он приносил не только детям, но и взрослым. Девочке в этот раз он принес замечательную куклу с длинными, шикарными косами, которая умела ходить и даже разговаривать. И женщина нашла под елкой для себя подарок от дедушки Мороза. Это были волшебные очки. Так с первого раза и не скажешь, что они волшебные. Женщина решила, что это обычные солнечные очки. Но, после их примерки, она была буквально потрясена до глубины души. Оказывается, благодаря этим удивительным очкам, стало возможно видеть то, что не дано видеть нам в обычной жизни. Женщина увидела множество тоненьких нитей, которые тянулись от крошечного сердечка ее дочки к большому мужскому сердцу родного отца девочки. Она увидела и себя рядом с дочкой. Она видела, как при каждом грубом слове в адрес отца девочки, то там, то тут рвутся тонкие нити, и на местах разрыва сочиться алая кровь. Дочка, с потерей каждой капли крови, становилась все бледнее и слабела на глазах. Женщина была потрясена. Ведь она искала причину болезни дочери в ком угодно и в чем угодно, но только не в себе. Женщина кинулась к девочке и начала лихорадочно связывать концы, разорванных нитей. Возможно, получилось не так красиво как раньше, потому что появились узелки, но зато перестала сочиться кровь. Женщина поняла, что эти узелки — бесценный опыт, который она приобрела сейчас, и этот опыт останется с ней даже после того, как она снимет волшебные очки.
Девочке явно стало лучше, щечки ее порозовели.
И вдруг совершенно случайно взор женщины упал на дверь, посреди которой красовалась причудливая надпись «зал девичьих зеркал». Женщина очень удивилась. Странно, неужели для девушек, нужны какие-то особые зеркала. Представьте себе, нужны, еще как нужны! Мужчина — зеркало женщины, а для девушек первое зеркало — ее папа. Именно от Зеркала-папы девочка узнает, что она хорошенькая, что она может нравиться мужчинам, что в нее могут влюбляться в будущем мальчишки и мужчины. Приоткрыв дверь в зал девичьих зеркал, женщина буквально остолбенела. Целый ряд Зеркал-папаш и перед этими зеркалами крутятся и вертятся девчонки. У всех сияющий взгляд, уверенность и умение ценить себя.
А вот и ее дочка. Почему она не радуется, как другие? Откуда эта нерешительность, застенчивость и робость? Девочка с надеждой вглядывалось в зеркало-папу.
– Ты любишь меня? Я нужна тебе? — неуверенно спрашивала она.
– Любил бы, жил бы с тобой и твоей мамой, — ответило зеркало почему-то голосом нашей героини.
– Почему же это зеркало обманывает? Я точно знаю, отец любит мою девочку, — размышляла женщина.
И она поняла. Оказывается, самые обычные зеркала-папы иногда болеют, превращаясь в кривые зеркала, они начинают искажать истину. А помочь превратиться зеркалу-папе в кривое может кто угодно: и жена, и теща, и тесть и, как говорится, и сват и брат.
Женщина задумалась, устало сняла волшебные очки.
Дочка проснулась и попросила кушать впервые за целую неделю. Женщина принялась хлопотать возле ее любимой девочки.
– Мамочка, а папа любит меня?
– Конечно, любит, моя радость.
– А почему же он так давно не приходит ко мне?
– Наверное, у него много работы, а может быть он в командировке.
– А когда, папа вернется из командировки, ты разрешишь ему навестить меня?
– Конечно, моя ягодка.
– А почему папа не живет с нами?
– Иногда мужчины и женщины встречаются, влюбляются, женятся и живут вместе до глубокой старости. Но бывает и так, моя девочка, что они почему-то устают друг от друга и решают жить отдельно, даже иногда они создают новые семьи. Но независимо от того, где и с кем живут мамы и папы, они всегда помнят о своих детях и любят их.
– Даже если они об этом не говорят?
– Даже если они об этом почему-то молчат.
Девочка улыбалась, ее бледные щечки начали постепенно розоветь. Женщина была уверена, что ее дочь теперь обязательно выздоровеет, и все будет хорошо. А сама она никогда больше не забудет, что независимо от того, нравится ей это или нет, но в ее дочери течет половина маминой, а половина папиной крови. Она постарается быть благодарна своему бывшему мужчине за это и за то что, когда-то давно он поделился с ней волшебным семенем, благодаря которому появилось на свет это замечательное чудо, чудо под названием дочь.

Комментарии для специалистов
Эту сказку можно читать как детям, так и их мамам. Написана она была для женщины, тяжело переживающей развод с мужем, не желающей прощать обиды, горюющей о прошлых отношениях, чувствующей себя брошенной.
Эта сказка чаще используется нашими специалистами без обсуждения. Мы даем ее почитать мамам домой. И она часто творит чудеса. Она затрагивает невидимые, но очень тонкие и чувствительные струны уязвленной женской души, помогает их настроить на новый позитивный лад.

Про маленькую веселую рыбку
Т. Холкина
К Морю текла большая красивая Река, а в ней резвилась Маленькая Веселая Рыбка.
Река была большая и поэтому легко преодолевала и мели, и пороги, и холод зимой, и жару летом. Каждая капелька в ней поддерживала друг дружку и нежила Маленькую Веселую Рыбку. Река очень любила свою Маленькую Рыбку, а Рыбка очень любила Реку. И было Маленькой Веселой Рыбке в этой большой Реке спокойно и хорошо. Она плыла вместе с Рекой по течению к Морю и росла-подрастала. А еще у Маленькой Веселой Рыбки был друг Ветерок, с которым она играла в догонялки. Когда они играли, над ними светило ласковое солнышко!
Но однажды все изменилось! Началось в Реке волнение. Вода стала шумной, бурной и мутной, как будто ссорилась сама с собой… Рыбке казалось, что Река совсем забыла про нее. И даже солнышко вроде бы померкло. Маленькой Рыбке стало страшно и обидно. Она захотела вернуться назад — туда, где было так спокойно и хорошо! Но Река несла ее вперед и вперед, и, казалось, ничего уже нельзя поправить…
– Ветерок-Ветерок, почему все не может быть, как прежде? — спрашивала, чуть не плача Маленькая Рыбка. — Я не знаю, как мы будем жить дальше, и поэтому боюсь.
– Не надо бояться того, чего не знаешь. Хочешь, я слетаю вперед и расскажу тебе, что там? — спросил Ветерок и умчался далеко вперед.
А когда вернулся, то успокоил Рыбку:
– Впереди Река разделяется на два Ручья. Они, конечно, не такие большие, как была когда-то Река, но очень симпатичные. Они текут совсем рядышком, и над ними опять сияет солнышко.
– Ну почему, почему Река разделяется? — возмутилась Маленькая Рыбка. — Я не хочу!
– Знаешь, реки как люди: то сходятся, то расходятся. Так бывает, но жизнь-то продолжается! Надо просто переплыть поскорее трудное место, — сказал ей мудрый Ветерок.
Когда Рыбка доплыла до места, где делилась Река, она заметалась: в какой ручей ей плыть? Где остаться? На что решиться?!
Но верный друг Ветерок ее упокоил:
– Плыви туда, куда сама захочешь. Оба Ручейка тебя любят, и будут любить всегда. Они всегда будут рядом с тобой! И не так важно, в каком Ручейке ты плаваешь, ведь ты всегда можешь прыгнуть в гости к другому Ручью, а потом опять вернуться обратно.
– Ладно-ладно, я поняла, — засмеялась Маленькая Рыбка. — Сделаю, как ты советуешь!
Рыбка выбрала правый Ручей. И чем дальше, тем спокойней становился Ручеек: сначала взъерошенный и мутный, будто заплаканный, дальше он успокаивался. Вода стала чистой и снова заискрилась под солнышком. И второй Ручеек тоже прояснился и кидал в Маленькую Веселую рыбку веселые брызги. От них над ручейком зажегся мостик-радуга. Рыбка прыгала к Ручейку в гости прямо по этой радуге, и вместе с ней прыгал друг Ветерок.
Так Маленькая Веселая Рыбка и плыла вместе со своими Ручейками дальше, все вперед и вперед, к великому и прекрасному Морю

Комментарии для специалистов
Эту сказку дети очень любят. После прочтения я предлагаю им нарисовать иллюстрацию к ней. Таким образом ребенок на символическом уровне проживает и принимает ситуацию возникновения двух «ручейков» (домов), возникающих в его жизни после развода родителей. Рисуя рыбку (свой новый образ «Я») ребенок постепенно начинает и себя воспринимать по-другому.

Разговор с кукушкой
В. Кротов
В комнате у Дримдума висели часы-ходики с гирями на цепочках. Очень старые часы, заслуженные. Вот только ходили, как хотели. Время, конечно, показывали, но какое-то нездешнее. Странное время. Может быть, даже иностранное. Но в какой стране сейчас такое время никто не знал. Хотя Дримдум не забывал подтягивать гири на цепочках, чтобы они двигали часовой механизм. Ведь без этого ходики не ходили бы и не показывали бы никакого времени.
Впрочем, Дримдум совершенно не переживал, что у него в комнате какое-то непонятное время, хотя все, кто заходил туда, очень удивлялись странным часам.
Дело в том, что кроме времени в часах еще жила кукушечка.
Когда-то она выскакивала из-за маленькой дверцы в ходиках каждый час и исправно твердила свое «ку-ку». Потом часы стали работать странно, и кукушечка перестала выглядывать. А потом...
Это случилось, когда Дримдум сидел в своей комнате и горевал, что никто его не понимает. Тут-то и открылась дверца на ходиках, высунулась кукушечка и спросила:
– Тебе, наверное, грустно?
Сначала Дримдум даже не понял, кто с ним разговаривает. А когда понял, то не удивился, только буркнул:
– Разве не видишь, что не весело?
– Вижу, — кивнула кукушечка. — Поэтому и высунулась. Между прочим, я совершенно не обязана это делать.
– Ну да, — угрюмо ответил Дримдум. — И правильное время часы не обязаны показывать?
– Ой, тебе это важно? — удивилась кукушечка. — По-моему, есть вещи гораздо интереснее, чем правильное время. Например, понимают тебя те, кто рядом, или не понимают. Вот я бы с удовольствием послушала о том, какие у тебя друзья, чем ты любишь заниматься, какие особые мысли тебе в голову приходят... Расскажешь?..
И надо же — Дримдум рассказывал кукушечке о том, о чем не говорил никому другому. Ведь она так внимательно слушала, с таким пониманием ему поддакивала (вернее, подкукукивала), что хотелось говорить обо всем, что накопилось на душе. И не думать при этом ни о правильном времени, ни о неправильном...
Время от времени Дримдуму предлагали заменить его старые ходики на новые исправные электронные часы.
– Понимаешь, — говорили ему, — у этих часов одной батарейки хватает на целый год. Не надо гири подтягивать. И время всегда самое точное, не какое-нибудь иностранное.
Дримдум пожимал плечами и качал головой. Он знал, что никому не объяснишь, в чем тут дело. Никто не поверит, что кукушечка из ходиков оказалась самой внимательной и понимательной из тех, кому Дримдум рассказывал что-нибудь о своей жизни.

Комментарии для специалистов
Далеко не все дети видели ходики с кукушкой. Поэтому перед чтением сказки надо позаботиться о том, чтобы дети хорошо представляли себе, что это такое.
Такие подходики, выражающиеся в разговоре перед прочтением сказки о каких-либо реалиях, фигурирующих в ней, вообще очень полезны.
Во-первых, они «разогревают» детей, подготавливая их к сказке. Ребенку приятно встретиться с тем, о чем он уже знает, даже если он получил это знание пять минут назад.
Во-вторых, разговор о действительно существующих вещах помогает укрепить внимание к сказке как к реальности, во многом пересекающейся с нашей обычной жизнью. Раз бывают ходики, бывает кукушка в них, почему бы ей не проявить внимание к герою сказки?
В-третьих, сказки для нас не самоцель, а средство развития ребенка. Развития психологического, но заодно и общего. Поэтому не будем избегать и воспоминаний о тех ходиках, которые тикали у нас на стене в нашем детстве, и разговора, если дети заинтересуются, об устройстве часов или еще о чем-нибудь «сверх программы». Пусть материал педагогического общения будет разнообразен, от этого только лучше.

Ребенку трудно бороться за понимание со стороны окружающих он еще не располагает теми многочисленными средствами, которыми люди постепенно обзаводятся с возрастом. Детское ощущение одиночества и всеобщего непонимания может быть очень острым. Тем важнее ему просто внимание — хотя бы внимание кукушечки из ходиков.
А наша задача — приучать его к мысли, что и его собственное внимание к людям, и его попытки понять других могут быть для кого-то очень важными. То есть для ребенка естественнее и легче, идентифицироваться с Дримдумом, но полезнее — идентифицироваться с кукушечкой. И если эту ситуацию разыгрывать в группе, то стоит позаботиться о том, чтобы каждый ребенок (или тот, для кого это наиболее актуально) выступил сначала в одной роли, а потом в другой.

Возможные вопросы для обсуждения
1.    Приходилось ли тебе переживать ощущение, что никто тебя не понимает?
2.    Как, по-твоему, о чем говорила кукушечка: «Есть вещи гораздо интереснее, чем правильное время»? Можешь ли ты назвать две-три таких вещи?
3.    Что тебе интереснее в разговоре: чтобы тебя слушали, поддакивая, или чтобы вы что-то вместе обсуждали?
4.    Любишь ли ты слушать другого человека?
5.    Кем бы тебе хотелось быть в этой сказке: Дримдумом или кукушечкой?
6.    Как ты думаешь, интересно было бы Дримдуму, если бы кукушечка стала ему рассказывать про себя? А тебе это было бы интересно?
7.    Хотелось бы тебе иметь такие испорченные часы с такой странной кукушечкой? Или правильнее было бы их починить?
8.    Как лучше утешать того, кто переживает? Рассказать ему что-нибудь? «Разговорить» его и выслушать? Или еще как-нибудь?
9.    Почему Дримдум никому не рассказывал про кукушечку?



Папа теперь живет на улице Генриха
N. Maar, V. Ballhaus
Жил был мальчик Бернт. И вместе с ним жили Бобо и Додо — его плюшевые медвежата. Иногда, когда никто не подсматривает, Бернт играет с Бобо и Додо. Чаще всего он играет с ними в дочки-матери. Когда Бобо по вечерам возвращается домой, Додо зовет его за стол: «Дорогой, скорей иди кушать! Ужин уже готов!». А Бобо отвечает, поев: «М-м-м, как всегда, — очень вкусно!» А потом они вместе моют посуду, напевая при этом веселую песенку.
Родители Бернта также когда-то были женаты и жили вместе одной семьей. В мамином фотоальбоме можно увидеть, как все было раньше. Вот папа со своей гитарой. Вот мама в Италии. А это их свадебная фотография. Это Рождество. Вот тогда Бернт и получил в подарок обоих Мишек. А здесь мама, папа и Бернт у дедушки и бабушки в Карпатах.
С тех пор новые фотографии в альбом не вклеивали. Потому что как раз тогда у папы с мамой начались ссоры. Но они всегда мирились и после этого были особенно ласковы друг с другом. Но однажды все произошло иначе. После очередной ссоры папа ушел из дома, хлопнув дверью. Мама в это время сидела у телевизора, но казалось, что она его не смотрит. Бернт спросил: «Что случилось с папой?» Но мама только сказала: «Я могу немного побыть одна?» — и продолжала смотреть телевизор.
Бернт ушел в детскую и весь вечер играл с Бобо и Додо. Потом к нему пришла мама и стала укладывать спать. Она взяла его на руки и крепко прижала к себе. Бернт заметил, что она плакала, но мама не захотела ему сказать, почему.
Через несколько дней, воскресным утром Бернт проскользнул в родительскую спальню и, как всегда, хотел улечься между папой и мамой. Но мамы в постели не оказалось. «Она сегодня ночует у своей подруги», — сказал папа. «Мама ушла, потому что я вчера не убрал свою комнату?» — спросил Бернт. «Нет-нет. Ты здесь совершенно не виноват», — сказал папа и немного отодвинулся в сторону, что бы Бернт смог забраться к нему в постель.
Все чаще и чаще мама и папа целый день не разговаривали друг с другом. Папа сидел в кресле и листал газету, а мама, подтянув ноги, сидела на диване и читала книгу. Было очень тихо, и эта тишина была для Бернта невыносима. Он уходил в детскую и играл с Бобо и Додо, как будто они спорили друг с другом. Они рычали и бросались игрушками в дверь.
Однажды в субботу утром папа стал упаковывать в чемодан свои рубашки и брюки. «Ты уезжаешь?» — спросил Бернт. «Мне надо тебе кое-что сказать», — ответил папа и перестал собирать чемодан. «Я ухожу.» — «Ты уходишь? Но почему?» — спросил Бернт.
«Ты больше меня не любишь?» — «Как раз наоборот», — сказал папа, притянул Бернта к себе и взял на руки. «Но ты же не можешь оставить маму одну!» — сказал Бернт. «Но это с ее согласия», — ответил папа. «С тобой и со мной это никак не связано. Я расстаюсь с мамой, а не с тобой. Ты всегда будешь моим сыном, а я — твоим папой». Через неделю после отъезда папа пришел вместе с каким-то незнакомым мужчиной, чтобы забрать кое-что из мебели. В квартире был полный кавардак. Стулья стояли на столе, а свернутый в рулон ковер лежал на диване. Бернт спрятался под столом. Когда папа и незнакомец собирались вынести этот стол, они обнаружили Бернта. «Хочешь пойти со мной и посмотреть на мою новую квартиру? — спросил папа. «Я теперь живу на улице Генриха» — «Нет, я останусь здесь с мамой».
Ночью Бернту приснился страшный сон, и он расплакался. Мама разбудила его, утешила и сама начала плакать. Бернт сказал: «Боюсь, что-то случилось с папой». «Не бойся за папу», — ответила мама. «Ты можешь навещать его сколько захочешь. И не думай, что мне будет неприятно, если ты к нему будешь ходить. Он ведь остается твоим папой». «Все так изменилось!», — сказал Бернт. «И для меня тоже», — сказала мама.
Папина квартира была несколько меньше прежней, и кресло выглядело здесь намного крупнее. Бернт и папа попытались испечь блины. Но папа, видимо, что-то сделал не так. «Боюсь, что вместо муки мы взяли гипс», — сказал он. «Эти штуки твердые как резина. Знаешь что? Давай сходим куда-нибудь поесть!»
Вечером Бернт и папа играли в карты. Наконец Бернт спросил: «Папа, когда же ты вернешься снова домой?». Папа сказал: «Бернт, ты должен понять. Втроем мы больше никогда не будем жить. Теперь мой дом здесь. И это твой второй дом». «Но я не хочу здесь спать, — сказал Бернт. — Я хочу спать в своей постели. Отведи меня к маме».
Вот так пришлось папе вместе с Бернтом в этот вечер поехать на прежнюю квартиру. Он позвонил у входной двери, но наверх подниматься не стал. А мама не стала спускаться вниз. Стоя в дверном проеме, она сказала: «Привет, Бернт! Ты уже пришел?» Бернт ничего не ответил и прошел мимо нее в спальню. В последние дни Бернт и мама часто ссорились. Мама говорила: «Надень синий свитер!». Но Бернт вытаскивал из корзины с грязным бельем красный. Мама говорила: «Сегодня прекрасная погода. Пойди немного погуляй!» Но Бернт весь день играл в своей комнате. А когда шел дождь, он, не надев куртку, часами гулял по улице или уходил в свою комнату, громко хлопнув дверью.
Однажды мама не выдержала. «Ты немедленно пойдешь в свою комнату и уберешь свои вещи!, — приказала она. — Пока не уберешь, — из комнаты не выйдешь!» Бернт открыл окно и стал выбрасывать игрушки. Сначала Бобо и Додо, потом кубики лего, а затем и роликовые коньки. Мама ворвалась в детскую и закричала: «Ты с ума сошел? Немедленно верни все игрушки обратно! Что с тобой случилось?» «Я хочу, что бы папа вернулся!» — сказал Бернт. «Папа не вернется», — сказала мама и взяла Бернта на руки.
Иногда в играх Бернта Бобо становится не отцом, а ребенком. Он лежал в постели, вокруг шеи у него была намотана теплая шаль, а под мышкой он держал термометр. «Температура 45 градусов!» — испуганно сказал врач. «Немедленно вызываем скорую помощь! Мальчика надо отправить в больницу!» Родители стояли рука об руку у постели больного и очень волновались о своем ребенке.
В следующий свой визит Бернт ночевал у отца. Папа устроил ему кровать на диване и оставил включенным ночник. С этого момента Бернт стал посещать отца регулярно: один раз в неделю и каждые вторые выходные. После того, как Бернт возвращался от папы, мама обычно спрашивала: «Что вы делали вместе?» Бернт рассказывал, что, например, вчера они с папой были в «Зеленом Какаду» и смотрели матч Германия — Италия. «Что, вы сидели в прокуренной пивной? Я не уверена, что мне это нравится!» — говорила мама. «Почему? Германия выиграла со счетом 2:1», — отвечал Бернт. «Ах так!», — говорила мама.
Один раз, когда Бернт как раз собирался к отцу, мама вышла из ванной комнаты красиво одетая. «Почему ты оделась?» — спросил Бернт. «Я ухожу» — объяснила мама. «Ты уходишь? Тогда я не иду к папе?» — сказал Бернт. «Конечно, ты можешь остаться дома, только ты должен позвонить и предупредить отца, что не придешь. Я все равно ухожу». После того, как мама ушла, Бернт запер Додо в одежном шкафу.
В следующий раз Бернта у папы ожидал сюрприз: в своем кабинете папа смастерил для него двухъярусную кровать. Теперь Бернту не надо было спать на диване, у него была его собственная кровать у папы в квартире.
В мамины выходные Бернт и мама осуществляли гораздо больше разных планов, чем раньше. Они навещали бабушку и дедушку. Они сходили в театр и посмотрели спектакль, который назывался «Неделя из сплошных суббот». Они катались вместе на велосипеде и ходили в зоопарк. «Я даже не знала, что в зоопарке есть белые медведи», — сказала мама. «А я даже не знал, что в зоопарке продают мороженое», — сказал Бернт и подумал: «Жаль только, что папы нет с нами. Тогда я просто еще раз приду с ним на следующей неделе».
И все же иногда Бернту становится грустно. Тогда он сидит в своей комнате, погрузившись в свои мысли.
Он любит папу и любит маму. Вот только почему папа и мама больше не любят друг друга? Он представляет себе, как дверь открывается, входит папа и говорит: «Ты идешь? Еда уже на столе!» Но папа и мама в разводе, и папа теперь живет на улице Генриха. «Когда в следующий раз я пойду к папе, возьму с собой Додо и оставлю ее там. Тогда в одной моей кровати будет спать Додо, а в другой — Бобо!»

Комментарии для специалистов
Эту сказку ребенку могут читать как специалист-психолог, так и родители — в качестве домашнего чтения. Ребенка можно попросить нарисовать иллюстрации к этой истории.


Если папа и мама расстались…
Дж. Море-Мальинос
Мы были дружной семьей и всегда все делали сообща. Субботними вечерами мама, папа и я придумывали разные веселые забавы, играли или смотрели телевизор. Нам было очень хорошо вместе.
Однажды я заметила, что родители «раздружились», и поэтому многое в нашем доме изменилось. Порой, проснувшись ночью, я слышала, что папа с мамой ссорятся. Слов было не разобрать, но я понимала, что они сердятся друг на друга. Иногда мама плакала.
Когда родители громко кричали в своей спальне, я, чтобы не слышать этого, накрывала голову подушкой и мысленно просила их перестать ругаться и помириться. Однако ссоры продолжались, а мама все чаще плакала.
Папа и мама не разговаривали друг с другом и были очень грустными. Я даже не могу припомнить, когда в нашем доме в последний раз звучал смех. Мы уже не веселились, как раньше, и по субботам больше не собирались всей семьей.
Иногда я видела, что мама тихонько плачет в своей комнате. Мне хотелось утешить ее, но я не знала, как помочь, поэтому просто обнимала ее. И она переставала плакать.
Когда папа собрал чемоданы и ушел из дома, я поняла, что родители окончательно расстались. Теперь он живет один, где-то на другом конце города. Уходя, папа крепко обнял меня и сказал, что скоро навестит.
Я сильно горевала, и мне даже казалось, что они расстались из-за меня. Временами я думала: если бы я была послушнее или лучше училась в школе, то мои родители стали бы снова друзьями? Мама и папа говорили, что я здесь ни при чем, просто они уже не могут жить вместе. Ноя продолжала считать себя во всем виноватой.
Родители объяснили мне, что иногда маме и папе лучше жить в разных домах — тогда они не ссорятся. И мама, и папа говорят, что независимо от того, живут они вместе или нет, они оба по-прежнему любят меня.
И, правда! Когда папа уехал, все переменилось.
Мама теперь не выглядит такой грустной, как раньше. Да и я стала спокойнее и веселее.
Сейчас я живу с мамой, а с папой часто разговариваю по телефону и каждую неделю езжу к нему в гости. Иногда остаюсь у него ночевать. Так здорово быть вместе! Мы с ним играем и читаем, а главное, опять много смеемся.
В день моего рождения и в другие праздники папа приходит к нам. И мы, как раньше, играем, смотрим телевизор, веселимся. Мама и папа не живут под одной крышей, но когда мы собираемся втроем, нам приятно быть вместе ведь мы единая семья!
Теперь я понимаю: несмотря на то, что папа и мама расстались, они не перестали быть моими родителями и любят меня, как и прежде. Время, которое я провожу с каждым из них, для меня особенное: мне хорошо с ними. Мы все счастливы, хотя и не живем вместе. А ссоры, наконец, закончились.
Мама и папа очень любят меня и хотят, чтобы я отлично училась и хорошо себя вела. Родители по очереди забирают меня из школы и всегда приходят поболеть, когда моя команда играет в баскетбол. Я люблю маму и папу. Они у меня самые лучшие!

Комментарии для специалистов
Чтобы помочь ребенку, прежде всего надо предоставить ему возможность поделиться своими страхами и переживаниями. Если взрослые помогут ему разобраться в том, что произошло, то в дальнейшем он не будет чувствоваться себя жертвой развода родителей.
Прочтение этой истории поможет наладить диалог с ребенком и возможно, послужит поводом для откровенного разговора о том, чувствует ли он себя виноватым в разводе родителей.

 

      



 
© 2009 Структурное подразделение детский сад «Радуга» с. Нижнее Санчелеево государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза И.Д. Бузыцкова с. Нижнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области